Материалы и документы

Материалы и документы

Хуажев Ибрагим Карабатырович

Хуажев Ибрагим Карабатырович

1929-1930

 

Ибрагим Карабатырович родился 24 сентября 1903 г. в ауле Джамбечий. Его отец, Карабатыр Тхайшаович, являлся членом правительства Кубанской народной республики. Семья Хуажева имела теснейшие связи, в том числе и родственные, с народным просветителем Сафербием Хацуцевичем Сиюховым. Старший брат Ибрагима, Махмуд возглавлял Адыгейский Республиканский институт гуманитарных исследований им. Т. Керашева, впоследствии репрессированный. Ибрагим Карабатырович работал в сфере образования, в том числе возглавлял Адыгейский педагогический техникум. После того как репрессии непосредственным образом затронули и его семью (С.Х. Сиюхова и М.К. Хуажева), Ибрагим Карабатырович покинул Адыгею и обосновался в Узбекистане, став работником в сфере промышленности. Имел двоих детей: Зару и Валерия.

Умер 29 декабря 1966 г. и был похоронен в г. Черчик Узбекистанской ССР.

Тлябичев Азиз Сулейманович

Тлябичев Азиз Сулейманович

Директор-журналист

Август 1929-октябрь 1929

Азиз Сулейманович Тлябичев – адыгейский журналист, публицист, первый редактор газеты «Адыгэ макъ». Азиз Сулейманович относился к числу талантливых деятелей, стоявших у истоков адыгейской советской печати.

Азиз родился в 1899 году в ауле Уляп в простой крестьянской семье. Его отец, Сулейман Ибарович, занимался возделыванием небольшого участка земли. Азиз окончил медресе в родном ауле, но его отец хотел, чтобы мальчик обучился грамоте на русском языке. Тогда это было достаточно трудной задачей для простой аульской семьи. Но Сулейману Ибаровичу через своих кунаков удалось устроить сына в Тенгинскую школу, однако вскоре Азиза отчислили за неуплату учебы. Отец не отчаялся и отправил сына в Армавир к знакомому черкесогаю Федору Аршаковичу Дангулову, который и обучил Азиза русской грамоте. Свое обучение Азиз продолжил в уфимском медресе «Галия», где познакомился с Ахмедом Хатковым и Темботом Керашевым, тоже обучавшимся в этом учебном заведении.

В начале 1920-х гг., после установления советской власти в Уляпе, Азиз работал секретарем Уляпского ревкома, совмещая эту должность с работой учителя открывшейся аульской школы первой ступени.

Свою журналистскую деятельность Азиз начал в 1924 г. Тембот Керашев, Азиз Тлябичев и Ахмед Хатков составили первый адыгейский литературно-художественный сборник «Адабият», т.е. «Литература». Азиз принимал участие и в выпуске последующих номеров.

В 1923 г. был первым редактором газеты «Адыгэ макъ», в 1924- 1926 гг. работал заместителем заведующего областной комиссии по ликвидации неграмотности Ш. У. Хакурате, затем стал заведующим этой комиссии. В 1928 – 1929 г. Тлябичев являлся редактором газет «Адыгейская жизнь» и «Адыгэ псэук1». В эти годы он особое внимание уделял освещению проблем в сельском хозяйстве.

До начала войны был редактором газеты «Социалистическая Адыгея». Журналисту было 42 года, когда началась Великая Отечественная война. К тому времени он являлся ответственным секретарем газеты «Социалистическая Адыгея».

Азиз ушелт на фронт добровольцем и до начала ноября 1942 г. находился в 593-м полку действующей на Северном Кавказе армии. Но и на фронте он продолжает писать.

В ноябре 1942 г. Азиз был тяжело ранен, отчего и скончался 28 ноября 1942 г. в передвижном военном госпитале в районе Сочи. Похоронен Азиз в братской могиле в Хосте.

Хатков Ахмед Джанхотович

Хатков Ахмед Джанхотович

Директор-поэт

1927-1929

 

            Ахмед Джанхотович Хатков – основоположник советской письменной адыгейской поэзии.

Ахмед Джанхотович родился 24 сентября 1901 г.  в ауле Хатажукай Шовгеновского района в семье эфенди. Окончив частную школу, будущий поэт продолжил обучение в духовной семинарии в городе Уфа и в Ставропольской двухгодичной учительской семинарии. Открытие адыгейских школ советской властью привело Ахмеда Джанхотовича на работу учителем в школу аула Габукай Теучежского района. В качестве основоположника адыгейской поэзии Ахмед Джанхотович в 1923 году впервые громко заявил о себе публикацией первых стихов на адыгейском языке в новой национальной газете «Адыгэ макъ» («Голос адыга»). Это были первые печатные стихи на адыгейском языке. Ахмед Джанхотович стал не только автором первых печатных стихов на адыгейском языке, но и одним из создателей национальной школы поэтического перевода, блестяще переведя на адыгейский язык произведения А.С.Пушкина.

В 1923—1926 гг. Ахмед Джанхотович учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве, окончив которое стал заместителем редактора газеты «Адыгейская жизнь».

3 марта 1927 г. Ахмед Джанхотович Хатков был назначен заведующим Адыгейским педагогическим техникумом и до 1929 г. занимался формированием национальных кадров, способствуя развитию в коллективе творческой обстановки.

В 1934 года Ахмед Джанхотович стал членом Союза писателей СССР. В 1934—1937 гг. являлся ответственным секретарем Адыгейской писательской организации. Ахмед Хатков и Тембот Керашев представляли адыгейских писателей на I съезде писателей СССР в 1934 г.

Умер поэт 23 декабря 1937 г., его творческая деятельность длилась всего 14 лет. В 2001 году в Адыгее широко отметили 100-летие со дня рождения Ахмеда Хаткова, присвоив его имя средней школе в ауле Хатажукай - на родине поэта. В истории адыгейской литературы оставили след стихотворение «Быль о трёх девушках» (1926), сборники стихов «Мелодии» («Пщыналъ», 1931), «Часовой» (на русском языке, 1935), «Мужество» (на русском языке, 1938), рассказ «Жертва денег» (1928), поэмы: «Кто погибает, куда мы идем?» (1931, в русском переводе — «Свет в сакле», 1939), «Живи, человек!» (1937). Некоторые песни Хаткова стали народными

Пшунелов Чишмай Тохович

Пшунелов Чишмай Тохович

Директор - основатель

1925-1927

 

Чишмай Тохович Пшунелов – адыгейский просветитель, деятель народного образования, первый заведующий Адыгейского педагогического техникума.

Чишмай Тохович родился 16 марта (по старому стилю 4 марта) 1887 года в селении Урупском (аул Шъхьащэфыжь) Кубанской области. Чишмай Тохович окончил Урупское училище, после которого обучался в Ставропольской классической мужской гимназии, по окончании которой он вместе с аттестатом получает специальность учителя начальных городских и сельских училищ. Чишмай Тохович долгое время возглавлял Урупское нормальное училище, совмещая эту должность с преподавательской деятельностью.

1 октября 1924 года Пшунелов назначается директором единственного среднего учебного заведения области - Опытно-показательной школы I и II ступени, а 10 октября 1925 года на должность первого заведующего Адыгейским педагогическим техникумом в г. Краснодаре.

Техникум зарождался в тяжелейших условиях. Не было ни кадров, ни достойного финансирования, ни даже учащихся. 1925 год - время, когда в Адыгее все еще царят неграмотность или малограмотность. В этих условиях Чишмай Тохович лично ездил по аулам, агитируя родителей отдавать детей на учебу в техникум – фактически, в неизвестность. Его дочь Шайдат вспоминает, что детей с большими сомнениями отправляли в Краснодар. В первый набор с трудом уговорили отпустить 8 девушек, но с условием, что они будут жить в семье Пшунеловых. Некоторое время в семье проживали и дочери героя Адыгеи времен Гражданской войны Моса Шовгенова.

В Краснодаре для педтехникума выделили большое и красивое здание в центре города на улице Красной. Для учащихся были предоставлены все необходимые условия: учебные комнаты, столовая, общежитие. Студенты были обеспечены формой.

Чишмай Тохович отдал много сил развитию народного образования в Адыгее. Он не только возглавлял Адыгейский педагогический техникум, но и являлся талантливым преподавателем адыгейского языка, автором и редактором учебных пособий.

Окончание жизненного пути первого директора Адыгейского педагогического техникума трагично. Во время Великой Отечественной войны, когда Пшунелов уже вернулся в Урупский,  он, как и многие талантливые деятели Адыгейской автономной области, стал жертвой репрессий: его осудили по навету. В конце 1943 г. он был освобожден, но скончался недалеко от  Армавира, не успев вернуться домой. Чишмай Тохович был реабилитирован посмертно.  

 

Дошкольное образование 1 курс (2024-2025 уч.год)

Вложения:
Скачать этот файл (ОДБ.01 Ин. яз.pdf)ОДБ.01 Ин. яз.pdf[ ]526 Кб
Скачать этот файл (ОДБ.02 Математика.pdf)ОДБ.02 Математика.pdf[ ]794 Кб
Скачать этот файл (ОДБ.03 Информатика.pdf)ОДБ.03 Информатика.pdf[ ]471 Кб
Скачать этот файл (ОДБ.04 География.pdf)ОДБ.04 География.pdf[ ]589 Кб
Скачать этот файл (ОДБ.05 Биология.pdf)ОДБ.05 Биология.pdf[ ]631 Кб
Скачать этот файл (ОДБ.07 Физика.pdf)ОДБ.07 Физика.pdf[ ]865 Кб
Скачать этот файл (ОДБ.08 Физическая культура.pdf)ОДБ.08 Физическая культура.pdf[ ]604 Кб
Скачать этот файл (ОДБ.09 ОБЗР.pdf)ОДБ.09 ОБЗР.pdf[ ]995 Кб
Скачать этот файл (ОДБ.10 Родная литература.pdf)ОДБ.10 Родная литература.pdf[ ]665 Кб
Скачать этот файл (ОДП.01 Русский язык.pdf)ОДП.01 Русский язык.pdf[ ]475 Кб
Скачать этот файл (ОДП.02 Литература.pdf)ОДП.02 Литература.pdf[ ]710 Кб
Скачать этот файл (ОДП.03 Обществознание.pdf)ОДП.03 Обществознание.pdf[ ]521 Кб
Скачать этот файл (ОДП.04 История.pdf)ОДП.04 История.pdf[ ]496 Кб
Скачать этот файл (ОП.02 Основы психологии.pdf)ОП.02 Основы психологии.pdf[ ]649 Кб
Скачать этот файл (ОП.03 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями.pdf)ОП.03 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями.pdf[ ]671 Кб
Скачать этот файл (ОП.04 Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога.pdf)ОП.04 Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога.pdf[ ]637 Кб
Скачать этот файл (ОП.07 Информатика и ИКТ в проф. дея-ти.pdf)ОП.07 Информатика и ИКТ в проф. дея-ти.pdf[ ]646 Кб
Скачать этот файл (ОП.08 Дошкольная педагогика.pdf)ОП.08 Дошкольная педагогика.pdf[ ]740 Кб
Скачать этот файл (ОП.09 Основы возрастной и педагогической психологии.pdf)ОП.09 Основы возрастной и педагогической психологии.pdf[ ]646 Кб
Скачать этот файл (ОП.В.01 Воспитание детей ранненого возраста.pdf)ОП.В.01 Воспитание детей ранненого возраста.pdf[ ]456 Кб
Скачать этот файл (ОП.В.02 Осбенности инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях.pdf)ОП.В.02 Осбенности инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях.pdf[ ]642 Кб
Скачать этот файл (ОП.В.03 Арт-педагогические методы в коррекционной работе с детьми.pdf)ОП.В.03 Арт-педагогические методы в коррекционной работе с детьми.pdf[ ]623 Кб
Скачать этот файл (ОП.В.06 ПОПД.pdf)ОП.В.06 ПОПД.pdf[ ]428 Кб
Скачать этот файл (ОП.В.07 Теоретические основы дошкольного образования.pdf)ОП.В.07 Теоретические основы дошкольного образования.pdf[ ]653 Кб
Скачать этот файл (ПМ.01.pdf)ПМ.01.pdf[ ]702 Кб
Скачать этот файл (ПМ.02.pdf)ПМ.02.pdf[ ]793 Кб
Скачать этот файл (ПМ.03.pdf)ПМ.03.pdf[ ]1076 Кб
Скачать этот файл (ПМ.04.pdf)ПМ.04.pdf[ ]882 Кб
Скачать этот файл (ПМ.05.pdf)ПМ.05.pdf[ ]936 Кб
Скачать этот файл (ПМ.06.pdf)ПМ.06.pdf[ ]473 Кб
Скачать этот файл (СГ.01 История России.pdf)СГ.01 История России.pdf[ ]483 Кб
Скачать этот файл (СГ.02 Иностранный язык.pdf)СГ.02 Иностранный язык.pdf[ ]575 Кб
Скачать этот файл (СГ.03 БЖ.pdf)СГ.03 БЖ.pdf[ ]631 Кб
Скачать этот файл (СГ.04 Физическая культура.pdf)СГ.04 Физическая культура.pdf[ ]657 Кб
Скачать этот файл (СГ.05 Основы финансовой грамотности.pdf)СГ.05 Основы финансовой грамотности.pdf[ ]435 Кб
Скачать этот файл (СГ.В.01 Основы философии.pdf)СГ.В.01 Основы философии.pdf[ ]466 Кб
Скачать этот файл (СГ.В.02 История Адыгеи.pdf)СГ.В.02 История Адыгеи.pdf[ ]461 Кб
Скачать этот файл (СГ.В.03 Адыгейский язык.pdf)СГ.В.03 Адыгейский язык.pdf[ ]746 Кб

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

28 мая 2024 в ГБПОУ РА «АПК им. Х.Андрухаева» стартовал демонстрационный экзамен по компетенции «Коррекционная педагогика в начальном образовании» для выпускников группы 4Б.

27 мая студенты-экзаменуемые в количестве 23 человек ознакомились с площадкой (техническим оборудованием и учебно-методическим материалом), с правилами техники безопасности и охраны труда; была проведена жеребьевка рабочих мест.

28 мая первая экзаменационная группа приступила к выполнению задний по 3 модулям согласно КОД 44.02.05-1-2024-ПУ:

Модуль 1: Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Задание модуля 1: разработать технологическую карту урока открытия нового знания для учащихся с задержкой психического развития (обучающиеся по АООП НОО (Вариант 7.1)) по учебному предмету «Окружающий мир» с использованием элементов коррекционно-развивающих и информационно-коммуникационных технологий. Класс 3. Урок № 1 по учебнику (1-я часть).

Модуль 2: Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Задание модуля 2: разработать дорожную карту проекта по теме внеурочного занятия «Мы и наше здоровье» в 3 классе.

Модуль 3: Классное руководство. Задание модуля 3: провести анализ предложенной педагогической ситуации и разработать буклет для родителей (законных представителей), отражающий варианты решения выявленной педагогической проблемы.

В качестве экспертов на экзамене выступают учителя образовательных учреждений города: МБОУ «Лицей №8 им.Жени Попова», МБОУ «ОШ №25». Это учителя начальных классов, которые, пройдя обучение, получили свидетельство и имеют право оценивания на демонстрационном экзамене. Сама система оценивания достаточно сложная: критериев может быть от нескольких десятков до нескольких сотен. По итогам демонстрационного экзамена студенты получат Паспорт компетенции (Skills Passport) – электронный документ, отражающий уровень владения практическими навыками.photo_5959581090060547075_y.jpg

photo_5959900979224753272_y.jpg

photo_5959522442282120344_y.jpg

photo_5959726131106133090_y.jpg

 

44.02.02 Преподавание в начальных классах

30-31 мая 2024 года в ГБПОУ РА «АПК им. Х.Андрухаева» проходил демонстрационный экзамен по компетенции «Преподавание в начальных классах» для выпускников группы 4А.

30 мая студенты-экзаменуемые в количестве 20 человек ознакомились с площадкой (техническим оборудованием и учебно-методическим материалом), с правилами техники безопасности и охраны труда; была проведена жеребьевка рабочих мест. 31 мая первая экзаменационная группа приступила к выполнению задний по 2 модулям согласно В1_КОД 44.02.02-3-2024-ПУ: Модуль 1: Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу процесса обучения в начальном общем образовании. Модуль 2: Преподавание информатики в начальной школе. В качестве экспертов на экзамене выступают учителя образовательных учреждений города: МБОУ «Лицей №8 им.Жени Попова», МБОУ «ОШ №25»: Кринько Наталья Валерьевна (главный эксперт), Лобова Татьяна Николаевна (оценивающий эксперт), Выприцких Елена Анатольевна (оценивающий эксперт), ТутоваАльвида Владимировна (оценивающий эксперт). По итогам демонстрационного экзамена студенты получат Паспорт компетенции (SkillsPassport) – электронный документ, отражающий уровень владения практическими навыками.

 

photo_5391180419413694775_y.jpg

03-04 июня 2024 года в ГБПОУ РА «АПК им. Х.Андрухаева» проходил демонстрационный экзамен по компетенции «Преподавание в начальных классах» для выпускников группы 4В. 3 июня студенты-экзаменуемые в количестве 20 человек ознакомились с площадкой (техническим оборудованием и учебно-методическим материалом), с правилами техники безопасности и охраны труда; была проведена жеребьевка рабочих мест. 4 июня экзаменационные группы приступили к выполнению заданий по 2 модулям согласно КОД 44.02.02-3-2024-ПУ:

Модуль 1: Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу процесса обучения в начальном общем образовании. Задание: Разработать технологическую карту фрагмента урока (этап открытия нового знания) с использованием интерактивного оборудования, используя шаблон.

Модуль 2: Преподавание информатики в начальной школе. Задание 1: Разработать паспорт проекта по предмету «Информатика» для, используя шаблон. Задание 2: Разработать учебные задания, обеспечивающие усвоение темы по учебному предмету «Информатика» для 3 класса в соответствии с уровнями усвоения знаний (узнавание, воспроизведение, понимание, применение) с использованием возможностей цифровой образовательной среды.

В качестве экспертов на экзамене выступают учителя образовательных учреждений города: МБОУ «Лицей №8 им.Жени Попова», МБОУ «ОШ №25», ГБОУ АРГ: Кринько Наталья Валерьевна (главный эксперт), Гашева Разиет Губедовна (оценивающий эксперт), Мацева Мариета Казбековна (оценивающий эксперт), Тутова Альвида Владимировна (оценивающий эксперт). Это учителя начальных классов, которые, пройдя обучение, получили свидетельство и имеют право оценивания на демонстрационном экзамене. Сама система оценивания достаточно сложная: критериев может быть от нескольких десятков до нескольких сотен. По итогам демонстрационного экзамена студенты получат Паспорт компетенции (Skills Passport) – электронный документ, отражающий уровень владения практическими навыками. Эксперт Тутова А.В., отметила, что задания модулей были достаточно сложны для выполнения, но все студенты-выпускники успешно справились с заданиями, целесообразно и эффективно использовали дидактические материалы, включили интерактивное оборудование, необходимые для деятельности педагога, описать разные формы работы учителя начальных классов. Также она добавила, что такая новая форма аттестации обучающихся является отличной практической проверкой будущих специалистов, так как они попадают в реальные производственные условия.

photo_5984225543685518460_y.jpg

photo_5986521805000651788_y.jpg
05-06 июня 2024 года в ГБПОУ РА «АПК им. Х.Андрухаева» проходил демонстрационный экзамен по компетенции «Преподавание в начальных классах» для выпускников группы 4Д. 5 июня студенты-экзаменуемые в количестве 20 человек ознакомились с площадкой (техническим оборудованием и учебно-методическим материалом), с правилами техники безопасности и охраны труда; была проведена жеребьевка рабочих мест. 6 июня экзаменационные группы приступили к выполнению заданий по 2 модулям. 

В качестве экспертов на экзамене выступают учителя образовательных учреждений города: МБОУ «Лицей №8 им.Жени Попова», МБОУ «ОШ №25», ГБОУ АРГ: Кринько Наталья Валерьевна (главный эксперт), Гашева Разиет Губедовна (оценивающий эксперт), Мацева Мариета Казбековна (оценивающий эксперт), Тутова Альвида Владимировна (оценивающий эксперт). Это учителя начальных классов, которые, пройдя обучение, получили свидетельство и имеют право оценивания на демонстрационном экзамене. Сама система оценивания достаточно сложная: критериев может быть от нескольких десятков до нескольких сотен. Эксперт Гашева Р.Г. отметила: «Все выпускники не просто владеют конкретной технологией, они понимают вариацию: как один и тот же продукт можно изготавливать с помощью разных технологий, в связи с их сменой понимают механизм обновления и встраиваются в изменяющиеся условия. Для нас, как для учителей-практиков, важно, чтобы такие специалисты приходили к нам в школы работать. Для сдававших демонстрационный экзамен рабочие места предоставляются в первую очередь». 

photo_5402605341658700855_y_1.jpg

photo_5402605341658700854_y.jpg

 

44.02.01 Дошкольное образование

С 3 по 4 июня 2024 года в рамках промежуточной аттестации по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» проведен демонстрационный экзамен по компетенции «Дошкольное воспитание» для студентов группы 4Г.

Студенты выполнили ряд заданий: разработали технологическую карту интегрированного занятия по познавательному развитию с включением экспериментальной деятельности и дидактической игрой на ИКТ оборудовании для детей старшего дошкольного возраста на тему «Превращения воды»; «Природные явления (радуга)». Разработали паспорт проекта на тему «Мир театра»; «Мир звуков». А также создали парциальную образовательную программу «Я познаю мир»; «Игротека для малышей».

Главный эксперт Арустамова О.С. отметила, что участники демонстрационного экзамена знают общие требования к организации и проведению интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста по программе дошкольного образования, эффективно применяют различные методы, приёмы и формы организации в зависимости от вида деятельности и возрастных особенностей.

photo_5995891417890796564_y.jpg   

 photo_5995866803433223050_y.jpg 

  photo_5993596543850099854_y.jpg

Социальные видеоролики

475eb53ba6a7a87c0028498efdaee9be.png

Поиск информации по сайту

Двойные стандарты? Нарушено единство измерений?
Решаем вместе
Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

Log in