ОТЧЕТ по итогам работы республиканских педагогических чтений на тему: «Образование XXI века: взгляд современного педагога»
Ежегодные республиканские педагогические чтения, проводимые под эгидой Министерства образования и науки Республики Адыгея, прошли 26 января 2018 года на базе ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева» (приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 13.11.2017 г. № 1539).
Педагогические чтения проводились с целью:
- представить результаты научно-исследовательской, научно-педагогической и инновационной деятельности педагогов;
- проанализировать и обсудить актуальные проблемы регионального образования;
- выявить и обобщить опыт работы педагогических работников в условиях реализации ФГОС;
В педагогических чтениях приняли участие:
- руководители и специалисты органов управления образованием муниципальных районов и городских округов;
- специалисты муниципальных методических служб;
- учителя общеобразовательных организаций;
- педагогические работники дошкольных образовательных организаций;
- специалисты ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»;
- преподаватели и сотрудники профессиональных и образовательных организаций.
На пленарном заседании с приветственным словом к участникам педагогических чтений выступили заместитель министра образования и науки Республики Адыгея Кабанова Надежда Ивановна и директор ГБПОУ РА «Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева» Кагазежев Мурат Нурбиевич.
Свои доклады на пленарном заседании также представили:
- Хакунова Ф.П., д.п.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии АГУ, «Об основных направлениях совершенствования профессиональной подготовки учителей в условиях модернизации педагогического образования»;
- Василевская И.В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 55 «Дельфиненок», г. Майкоп, «Тьюторское сопровождение профессионального становления начинающих воспитателей ДОУ»;
- Куанова З.И., учитель-олигофренопедагог (дефектолог) «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Шовгеновский район, «Роль учителя дефектолога в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС»;
- Давыдова Е.А., учитель МБОУ СОШ № 2, Майкопский район, «Педагогическая ИКТ-компетентность в основе мультимедийного сопровождения на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности при реализации коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС»;
- Ковязина А.З., преподаватель педагогики ГБПОУ РА «АПК им. Х. Андрухаева», «Дуальное образование как основа подготовки конкурентоспособного специалиста».
На участие в педагогических чтениях было заявлено 272 участника. В работе секций очное участие приняло 188 человек:
- Секция дошкольного образования, руководитель секций – Вербицкая Л.М. В работе секции приняло участие 31 человек, наиболее интересными и актуальными выступлениями были: Бабешкина Е.С. (учитель-логопед МБДОУ Центр развития ребенка – Детский сад №2 «Жемчужинка», Майкопский район) – «Влияние семейного общения на развитие речи ребёнка», Мельниченко Н.А. (старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Тополек», г. Майкоп) – «Современные подходы к экологическому образованию в ДОУ в условиях ФГОС ДО»;
- Секция дошкольного образования, руководитель секций – Шартан Х.Н. (приняло участие 43 человек, воспитатели раскрыли педагогические технологии, которые используют в своей работе по требованиям стандарта. Каждый проект отличался своей актуальностью и новизной. Лучшие доклады: Водождокова Э.Х. (воспитатель МБДОУ Детский сад № 14 «Насып», г. Майкоп) – «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников», Дербенева Л.П. (музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №55 «Дельфиненок», г. Майкоп) – «Применение инновационных здоровьесберегающих технологий для развития певческих навыков и способностей у детей старшего дошкольного возраста», Мамижева Ж.М. (старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 28 «Нэбзый», г. Майкоп) – «Информационно-коммуникативная компетентность педагога ДОУ на современном этапе, Мочалова М.В. (учитель-логопед МБДОУ № 23 «Березка», г. Майкоп) – «Использование логопедических методик в работе воспитателя, педагога», Селезнева Л.А. (методист, педагог дополнительного образования МБУДО «Майкопский центр развития творчества детей и взрослых»); Щербина Н.А. (методист МБУДО «МЦРТДВ») – «Развитие творческих способностей дошкольников»);
- Секция начального общего образования, руководитель секции – Шовгенова А.Н. (приняло участие 26 человек. Учителя начальных классов работают с большим энтузиазмом, творческим подходом и желанием всестороннего развития своих воспитанников: Иглина А.С. (учитель начальных классов МБОУ «НШ №33», г. Майкоп) – «Роль рисунка на уроках литературного чтения как приема развивающего обучения в начальной школе», Острая Е.П. (учитель МБОУ СОШ № 1, Майкопский район); Феронова Л.И. (учитель МБОУ СОШ №1, Майкопский район) – «Применение инновационных технологий и икт на уроках в начальной школе», Спиричева Л.Л. (учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» Красногвардейский район) – «Взгляд современного педагога на инновации в обучении учащихся начальных классов», Точисская Л.Д. (заместитель директора по УВР, руководитель кружка по внеурочной деятельности «Обучение основам социального проектирования и исследовательской деятельности» ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия) – «Развитие у младших школьников критического мышления через обучение основам социального проектирования»;
- Секция педагогики и психологии, руководители секции – Ковязина А.З., Нахушева А.Б. (приняло участие 16 человек. Участниками был представлен практический опыт по обновлению подходов к воспитанию в соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации: Абросимова Н.П. (преподаватель спец.дисциплин ГБПОУ РА «Дондуковский сельскохозяйственный техникум») – «Взаимодействие семьи и образовательного учреждения», Донская Н.Н. (мастер производственного обучения ГБПОУ РА «Дондуковский сельскохозяйственный техникум») – «Воспитание патриотизма на основе народных традиций», Хахалева Н.С. (председатель МК цикла «Лаборант», мастер производственного обучения, ГБПОУ РА «Майкопский политехнический техникум») – «Гармония инноваций и традиций в учебном процессе», Яковенко И.Ю. (педагог-психолог, преподаватель психолого-педагогических дисциплин ГБПОУ РА «АПК им. Андрухаева») – «Исследования мотивация выбора профессии и будущей профессиональной деятельности студентами адыгейского педагогического колледжа»);
- Секция гуманитарного и социально-экономического цикла, руководители секции – Шевченко В.И., Лебедь В.А. (приняло участие 18 человек. Учителя делились опытом, как и с помощью каких технологий обеспечить индивидуальный подход в условиях массового общего образования. Наиболее интересные выступления: Алексуточкина Е.Н. (педагог-психолог МБОУ «СОШ № 1», Майкопский район) – «Психологические особенности обучения детей билингвов. Исследование интерференции при обучении русскому языку и литературе в современной школе», Макешина О.Н. (учитель английского языка МБОУ СОШ № 4, Гиагинский район) – «Современные приёмы работы с лексикой на уроках английского языка в старших классах», Митрий В.Н. (учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1, Майкопский район) – «Метод проектов в решении творческих задач на уроках литературы и во внеурочной деятельности», Никифорова А.С. (учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 15, Майкопский район) – «Использование технологии учебных циклов на уроках истории», Прядченко М.В. (учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 8», г. Майкоп) – «Творческие и рациональные аспекты подготовки школьников к итоговому сочинению»),
- Секция математического и естественно-научного цикла, руководители секции – Аракелова Ю.А., Нагоева Г.Г. Принимали участие в работе секции 21 человек. Обобщая свой опыт работы, специалисты разных дисциплин подготовили доклады. Очень приятным было то, что педагогам, находящимся в начале профессиональной деятельности, было что сказать опытному коллективу. Доклады учителя подкрепляли примерами использования в своей работе активных форм и методов обучения: Волкова С.А. (учитель биологии ГКОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения») – «Особенности преподавания биологии в школе для детей с нарушениями слуха», Пономаренко Е.В. (учитель информатики, зам. Директора по ИКТ МБОУ СОШ №4, Гиагинский район) – «Использование центров дистанционного обучения для создания эффективных моделей профильного обучения и отработки сетевых форм взаимодействия образовательных учреждений», Сергеева Т.В. (учитель географии МБОУ «СШ № 10», г. Майкоп) – «Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках географии»);
- Секция эстетического цикла и дополнительного образования, руководитель секции – Шумская Е.Ю. Участвовало 19 человек, наиболее интересные выступления были у Винокуровой Т.М. (музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 1 "Нальмэс"», Кошехабльский район) – «Современный мюзикл как средство формирования нового человека – человека будущего»; МорозовойО.Н. (музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 55 «Дельфиненок») – «Использование современных образовательных технологий в развитии творческих способностей детей средствами музыки», Мосягиной А.В. (музыкальный руководитель МБДОУ № 56 «Журавушка», г. Майкоп) – «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»;
- Секция физической культуры и спорта, руководитель секции –Хаткова Л.В. Присутствовало – 9 человек, все участники секции выступили с докладом и принимали активное участие в обсуждении.
Конструктивный диалог всех участников состоялся благодаря актуальности тематики педагогических чтений, заинтересованности руководящих и педагогических работников, работающих по ФГОС нового поколения.
Работа в секциях позволила собравшимся не только обратиться к основным вопросам реализации ФГОС, но и поделиться опытом своей работы.
В ходе обсуждения отмечалась ориентация на прикладной характер выступлений, обмен опытом по внедрению инновационных подходов в образовательный процесс и систему воспитательной среды, по решению общих и специфических проблем, возникающих на всех уровнях образования (общеобразовательного, начального, среднего образования).
Руководители секций отметили разнообразие тематики, четкую форму изложения и высокий уровень докладов выступающих. Выступления содержали обобщение теории и практики деятельности педагогов, воспитателей, методистов в образовательном процессе.
По итогам работы будет издан сборник статей.